С 1 сентября 2024 года перестает действовать перечень стандартов, обязательное применение которых обеспечивает соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Федеральный Закон о 23.12.2023 №653 ФЗ). Иными словами, документов, которые обязательно нужно использовать при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации зданий.
На ближайшие 1,5 года (до марта 2026, когда должен быть утвержден новый перечень), устанавливается время беззакония и безвластия, в общем смутное время (хотя может быть я излишне нагнетаю).
Для того чтобы разобраться, как так получилось, нужно сначала понять с чего все начиналось:
Реформа стандартизации началась в 2002 году с выходом Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ. Законодатель, словно подросток, вдруг получивший свободу от надоевших докучливых родителей, стер, как ластик стирает карандаш, все, что было ранее. Отменил обязательность всех ГОСТов и СНиПов и постановил, что отныне обязательными будут только те требования, что содержатся в технических регламентах (которых должно быть чуть меньше шестисот), а в ГОСТах и Сводах Правил (бывших СНиПах) останутся необязательные, добровольные требования.
Я не очень хорошо помню, как там было в 2002 году, но в 2024 года доподлинно известно, что все необязательное никогда не будет выполнено.
Как бы там ни было в 2009 году, через 7 лет, выходит технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ), а в 2010 первый перечень стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Через 8 лет стало понятно, что обязательности требований в самом регламенте недостаточно, что надо бы вернуть хотя бы некоторые ГОСТы и СНиПы.
Перечень со временем видоизменялся, то уменьшаясь, то увеличиваясь, и вот опять настало время его отменить.
Прошло 22 года с начала реформы. Из планового количества – 600 регламентов действует всего 54 (если я правильно посчитал):
https://www.gost.ru/portal/gost/home/standarts/technicalregulationsesНормы писались и переписывались, внедрялись и изменялись, но художник уже почти закончивший рисунок, вновь сминает лист и в гневе бросает в урну.
Давай по новой, Миша…
Все ради новой голубой мечты – параметрических методов нормирования. Об этом чудо-юде поговорим в одном из будущих постов.
Какой напрашивается вывод? Если вам интересно мое мнение, то вот оно послушайте:
Мне кажется, наше поколение разучилось писать нормативные акты и разрабатывать рабочие стандарты. Любой современный обязательный документ полон воды "за все хорощшее против всего плохого". Противостояние тысяч всяческих выгодоприобретателей, которые пытаются пропихнуть "свое" и зарубить на корню "конкурента", перешло все мыслимые границы и теперь стандартизация - это битва лобби, а не способ обеспечить надежность и безопасность продукции.
Параметрические методы нормирования - это попытка развязать руки вообще всем, а потом кто-то достанет джина из бутылки в виде ИИ и его непогрешимой и самой правильной оценки норм, которые спасут всех нас. Точно, точно.
Новости строительной отрасли, раздел «Законотворчество»
Эта и все последующие тексты доступны для свободного распространения без условий и ограничений.